«Есть компетенции и опыт»: в России будет выпускаться новая микроэлектроника для БПЛА
На юге России будут выпускать микроэлектромеханические системы для беспилотников. Об этом сообщили RT в пресс-службе «Ростеха». Производство будет организовано на базе Южного федерального университета. Специалисты вуза будут производить акселерометры, гироскопы, резонаторы и другие микроэлектромеханические изделия. По словам экспертов, продукция позволит заместить импортные комплектующие, от которых сейчас зависит производство отечественных дронов.
- Коптер, который используется ВС РФ
- © Минобороны РФ
В пресс-службе «Ростеха» сообщили RT, что на базе Южного федерального университета (ЮФУ) при поддержке госкорпорации будет развёрнуто производство микроэлектромеханических систем (МЭМС) для отечественных беспилотников.
«Эта технология (производства МЭМС. — RT) универсальна и может быть использована для создания акселерометров, гироскопов, резонаторов и других изделий с минимальными размерами», — заявили RT в «Ростехе».
Данная микроэлектронная продукция позволит снизить массогабаритные характеристики инерциальных блоков ориентации и навигации БПЛА, а также повысить их эффективность.
«Для проекта будут использованы текущие производственные линии с профильной специализацией, дополнительных производств пока не планируется», — отметили в пресс-службе госкорпорации.
Как пояснили в «Ростехе», расположенный на юге России вуз обладает необходимыми компетенциями для изготовления микроэлектромеханических систем:
«Южный федеральный университет был выбран в качестве партнёра потому, что вуз обладает необходимыми компетенциями, опытом и наработками для совершенствования технологии изготовления микроэлектромеханических систем».
Как сообщалось ранее на сайте «Ростеха», разработка современной элементной базы будет завершена до 2026 года. Помимо ЮФУ, в проекте участвуют Объединенная приборостроительная корпорация, концерн «Радиоэлектронные технологии» и компания «Элемент» (совместное предприятие «Ростеха» и АФК «Система»).
Как пояснила ректор ЮФУ Инна Шевченко, реализуемый при поддержке «Ростеха» проект предполагает изготовление интеллектуальных систем управления БПЛА, что требует «применения самых современных методов и технологий в области искусственного интеллекта».
«К 2026 году мы хотим поставить большую задачу, которая объединит технологов и конструкторов в области БПЛА группового управления, — создание специальной электронной компонентной базы, что важно; сырья для её производства (это сегодня актуальная задача) и систем передачи сигналов различного назначения, чтобы можно было использовать это и в военном деле, и в гражданском применении», — подчеркнула Шевченко.
Изделия нового поколения
Как заявил в комментарии RT эксперт Центра анализа стратегий и технологий Сергей Денисенцев, проект ЮФУ и «Ростеха» направлен в первую очередь на замещение импортных комплектующих в составе аппаратуры МЭМС.
«Речь идёт об электронных компонентах, которые используются для навигации и управления беспилотным летательным аппаратом. Например, в БПЛА очень важны и датчики, и гироскопы, и акселерометры — приборы, которые позволяют измерять скорость и ускорение летательного аппарата, помогают ему ориентироваться в пространстве. Разработка всех систем сейчас заметно активизировалась. Видимо, перед промышленностью поставлена задача, чтобы микроэлектромеханические системы стали теперь российскими», — сказал Денисенцев.
- Электронная начинка перспективного российского БПЛА
- © КБ «Око»
По словам эксперта, недостатком МЭМС-аппаратуры является уязвимость для средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ). Однако, как показывает опыт спецоперации, применение этого оружия не всегда оказывается результативным даже против незащищённых гражданских БПЛА, говорит Денисенцев.
Микроэлектромеханическая система — это устройство, сочетающее механические и электронные компоненты, отвечающие за обработку сигналов. Такая микроэлектроника используется в автомобилях, в том числе беспилотных, в жёстких дисках ноутбуков, фотоаппаратах, смартфонах и БПЛА.
Важнейшим прибором в линейке МЭМС эксперты называют гироскоп. В беспилотных комплексах он необходим для пространственной ориентации и стабилизации (в случае летательного аппарата — устойчивости полёта).
Как говорится в материалах «Ростеха», большое значение имело изобретение лазерного гироскопа. На сегодняшний день в стадии развития находятся изделия нового поколения — волновые твердотельные и микромеханические. Современные гироскопы на МЭМС-технологиях могут достигать миллиметровых размеров.
Гироскопы, которые производят российские предприятия, применяются в навигационных устройствах, которые устанавливаются на десятки моделей авиатехники.
«Несмотря на общую тенденцию к миниатюризации техники и на совершенствование гироскопов на основе микроэлектромеханических систем (МЭМС-технологии), лазерные гироскопы в силу своей высокой точности продолжают доминировать на рынке навигационных устройств», — сообщается на сайте госкорпорации.
«Должны делать сами»
Как пояснил в комментарии RT эксперт в сфере беспилотной авиации Владимир Воронов, гироскопы не работают на носителях без акселерометров.
«Обычно строятся системы из трёх гироскопов и трёх акселерометров — всё вместе называется инерциальная система. Они бывают автономные и неавтономные. Автономные системы позволяют создавать лазерные гироскопы, а неавтономные — нуждаются в поддержке спутников», — отметил Воронов.
По словам эксперта, МЭМС-изделия позволяют создавать «бюджетные решения» для навигации БПЛА. Эти устройства помогают носителю самостоятельно ориентироваться в пространстве, «то есть измерять углы положения летательного аппарата».
«МЭМС — это действительно экономичное решение. Оно используется в электронике для самолётов, ракет, снарядов одноразового применения. Использовать их в беспилотниках — совершенно нормальный подход. Да, есть высококачественная и более точная электроника — лазерная и волоконно-оптическая, но она и более дорогая. Её имеет смысл использовать на тяжёлых БПЛА, а бюджетные МЭМС-системы — на небольших дронах с поддержкой спутниковой навигации», — пояснил Воронов.
Аналогичной точки зрения придерживается генеральный директор АО «Аэрокон», эксперт рабочей группы «Аэронет» Эдуард Багдасарян. Он заявил, что МЭМС-системы востребованы как решение, обеспечивающее навигацию беспилотников.
«Конечно, отрасль беспилотной авиации нашей страны нуждается в отечественных микроэлектромеханических системах. Они дают возможность БПЛА самостоятельно ориентироваться в пространстве, в том числе с использованием спутников», — отметил в беседе с RT Багдасарян.
Кроме того,по словам эксперта, крайне важно наладить в России производство широкой номенклатуры датчиков. Именно эти устройства позволят дронам выполнять свои функциональные задачи.
«Любой БПЛА является носителем самых разных миниатюрных сенсоров, без которых он в принципе не может нормально эксплуатироваться. Датчики закупались на Западе, сейчас — в Азии. Ситуация ненормальная, и хорошо, что она выправляется», — подчеркнул Багдасарян.
В то же время, как заявил собеседник RT, производство сенсоров, гироскопов и других микроэлектромеханических систем непременно должно быть массовым, чтобы обеспечить доступную стоимость для изготовителей дронов.
- Беспилотник «Орлан-10»
- © Минобороны РФ
«В условиях санкций наша страна не может быть частью международной кооперации в сфере МЭМС, а зависеть от зарубежных поставок так сильно, как сейчас, опасно. Многое мы должны делать сами. Кадры для этого есть, сейчас нужны инвестиции и производственные линии», — подчеркнул Багдасарян.
В комментарии RT военный обозреватель Сергей Ищенко также обратил внимание на то, что военно-политическое руководство и участники отрасли БПЛА осознали необходимость развёртывания в РФ производства комплектующих для сборки беспилотников.
«Россия должна обрести все необходимые компетенции для самостоятельного производства БПЛА. Мы наблюдаем серьёзные шаги на пути к такому технологическому суверенитету», — подытожил Ищенко.